Web sayt test rejimida ishlamoqda!!!





Ilmiy kengash

E-kutubxona

Профессиноналы
Профессиноналы "золотой середины"

Указ и постановление Президента по совершенствованию сфер образо¬вания, воспитания и науки в новый период развития Узбекистана от 6 ноября 2020 года являются важ¬нейшей «дорожной картой», вносящей в сферу революционные изменения и определившей основные точки рос¬та. Реализация этих документов по¬служит подготовке кадров, всесторон¬не отвечающих требованиям времени, а также качественному повышению квалификации ответственных сотруд¬ников сферы и педагогов.

Во все времена большую роль в развитии государства и общества, повышении эффективности производства и оказания услуг играли специалисты среднего звена.

Они являются важной составляющей, а точнее — «золотой серединой» в социально­экономических процессах. Эта истина не только подтверждается историей, но очевидна и в нынешний период. Особенно в условиях пандемии ярко проявилась необходимость и ценность квалифицированных кадров с профессиональным образованием.

Объект внимания

Пришло время «кадров- плеймейкеров»

Если говорить языком футбо­ла, их функции схожи с полу­защитниками. Ведь именно эти игроки выполняют огромную роль на футбольном поле, хотя не все это замечают. Неоцени­ма их заслуга и вклад в победу команды — не только во взятие ворот соперника, но и в обес­печение неприкосновенности своих.

Что же делается в Узбеки­стане для подготовки таких «кадров-плеймейкеров»? В по­следние годы отношение к науке и образованию в нашей стра­не совершенно изменилось. Происходит коренное реформи­рование сферы образования, всесторонняя поддержка оказы­вается научной и инновацион­ной деятельности. Главными целями являются повышение возможностей качественных об­разовательных услуг, подготов­ка квалифицированных кадров, отвечающих современным по­требностям рынка труда.

Реформы затронули и про­фессиональное образование, внедрена система профобразо­вания, соответствующая между­народным стандартам. Основой служит Указ Президента «О до­полнительных мерах по даль­нейшему совершенствованию системы профессионального образования» от 6 сентября 2019 года. Данным документом утверждены перечни образова­тельных учреждений, создавае­мых начиная с 2020/2021 учеб­ного года, в деятельность кото­рых внедряется новая система начального, среднего и сред­него специального, професси­онального образования и диф­ференцированных образователь­ных программ, соответствующих уровню Международной стан­дартной классификации обра­зования. Таким образом в стра­не создана сеть учреждений профобразования, состоящих из профессиональных школ, колледжей и техникумов.

Теперь в профессиональных школах обучаются выпускники девятых классов на основе двух­летних интегрированных про­грамм по дневной форме обу­чения, они обеспечиваются ежемесячной стипендией в раз­мере однократной базовой рас­четной величины и трехразо­вым питанием за счет Государ­ственного бюджета; в коллед­жах осуществляется подготов­ка кадров из числа лиц, имею­щих как минимум общее сред­нее образование, по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжительностью до двух лет исходя из сложнос­ти профессий и специальнос­тей на основе государственно­го заказа и платного контрак­та; в техникумах обучаются лица, имеющие как минимум общее среднее образование, по дневной, вечерней и заочной формам обучения продолжи­тельностью не менее двух лет, их выпускникам предоставляет­ся право продолжить обучение в высших образовательных уч­реждениях по профильным на­правлениям образования бака­лавриата начиная со второго курса без сдачи вступительных экзаменов на основе индивиду­ального собеседования.

Молодые люди, обучающие­ся в этих образовательных уч­реждениях, не только получают необходимые знания, но и оп­ределенную профессию. То есть сформирована основа для их вхождения в самостоятельную жизнь с ценным багажом зна­ний, навыков и практики. Такая форма учит молодежь самой достойно жить и приносить пользу окружающим. Перефра­зируя великого поэта и госу­дарственного деятеля Алишера Навои, можно сказать: если от тебя есть польза народу, то знай, что для себя самого она еще больше.

Соответствовать потребностям рынка труда

В Стратегии действий со­средоточены приоритетные на­правления развития социаль­ной сферы. Определены даль­нейшее совершенствование непрерывной системы образо­вания, получение качественных образовательных услуг, подго­товка высококвалифицирован­ных кадров, соответствующих современным потребностям рынка труда. Этого требуют мировой рынок труда, интегра­ционные процессы, цифрови- зация, технологические инно­вации в промышленности. Кад­ры среднего звена, обладаю­щие необходимыми умениями и навыками, должны пройти ступень профессионального образования, соответствующе­го международным стандартам. В данном направлении налаже­на деятельность ряда учрежде­ний. Их количество составляет 725, из них 339 — профессио­нальные школы, 201 — коллед­жи, 185 — техникумы.

Два крыла для полета

Вспомним слова Президента: пока нет инноваций, не будет конкуренции, развития ни в од­ной сфере. Под этим лозунгом ведет деятельность Институт педагогических инноваций, пе­реподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профес­сионального образования при Министерстве высшего и сред­него специального образова­ния. Уже начата работа по со­зданию инновационной среды не только в образовательных учреждениях, но и в целом в сфере. В частности, для руко­водящих и педагогических кад­ров системы организуются учебные курсы с учетом новых критериев. В текущем учебном году внедрено около 20 моду­лей повышения квалификации, они основываются на принци­пах андрагогики. Создана база более 200 электронных образо­вательных ресурсов — визуали­зированных и цифровизиро­ванных. В настоящее время институт ведет деятельность по инновационному развитию про­фессионального образования, повышению квалификации и переподготовки руководящих и педагогических кадров сис­темы. Образно говоря, это два крыла образования.

Для обеспечения полного со­ответствия мировым стандар­там изучается передовой опыт развитых стран и международ­ных организаций. Были при­влечены более 200 авторитет­ных экспертов из Германии, Швейцарии, Южной Кореи, Турции, Китая и таких органи­заций, как ЮНЕСКО, Британ­ский совет, Германское обще­ство по международному со­трудничеству, Азиатский банк развития, Европейский образо­вательный фонд, Турецкое агентство сотрудничества, Ас­социация университетов Китая. Получены необходимые заклю­чения.

Республиканским институтом профессионального образова­ния Беларуси подписан мемо­рандум, охвативший такие на­правления, как повышение ка­чества профессионального об­разования, внедрение нацио­нальной системы квалифика­ции, подготовка кадров на ос­нове стандартов WorldSkills. Для обеспечения исполнения обозначенных главой государ­ства задач по совершенствова­нию системы подготовки зару­бежных мигрантов налажена взаимосвязь с Российским университетом дружбы наро­дов, в Узбекистане открыто его представительство. Это расши­рит возможности для мигран­тов по общению на русском языке и их обучению профес­сиям.

Квалификация со знаком качества

Развитие системы профес­сионального образования не­посредственно зависит от того, насколько качественно органи­зовано повышение квалифика­ции руководящих и педагоги­ческих кадров. Этот процесс требует новых подходов. Каж­дый шаг должен служить тому, чтобы поэтапно устранять имеющиеся проблемы и недо­статки, достичь намеченных целей за короткое время. По­этому разработаны предложе­ния по кардинальному совер­шенствованию системы повы­шения квалификации и пере­подготовки кадров, они внесе­ны в правительство.

Внедрена система электрон­ного портфолио (образователь­ная платформа) для учета ре­зультатов профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров. Теперь руководителей и педагогов бу­дут привлекать к повышению квалификации на этой основе, то есть по достигнутым резуль­татам и в разных формах — альтернативно, дистанционно, непосредственно в учреждени­ях повышения квалификации либо в сочетании форм. Целя­ми организации дифференци­рованного повышения квали­фикации являются стимулиро­вание деятельности руководя­щих и педагогических кадров, усиление их интереса к своей профессии и работе над со­бой. Причем исходя из научно­педагогического потенциала руководящих и педагогических кадров будет дана возможность для самостоятельного выбора формы непрерывного повыше­ния квалификации. В учебные планы повышения квалифика­ции введены новые модули, необходимые для того, чтобы педагоги и руководители мог­ли организовывать свою дея­тельность в соответствии с требованиями времени. При этом основное внимание уде­лено практике: по меньшей мере 70 процентов от общего количества часов по учебному плану отводится на практичес­кие занятия.

На базе института создает­ся лаборатория по цифровиза- ции системы профессиональ­ного образования. Параллель­но осуществляются меры по со­зданию всех видов норматив­ных и методических продуктов системы профессионального образования, размещению раз­работанных материалов на об­разовательную платформу для широкого обсуждения, их внед­рению в практику согласно за­ключительным выводам.

Роль мастеров закреплена в законе

В Законе «Об образовании», принятом в новой редакции, особо подчеркнута роль практи­ки в профессиональном и выс­шем образовании, в переподго­товке кадров и повышении их квалификации, а также мастеров производственного обучения. Исходя из этого при нашем ин­ституте будет организован Центр подготовки мастеров производственного обучения и непрерывного повышения их квалификации. Мастерам, начи­нающим свою деятельность, по­могут психологи, чтобы они мог­ли скорее влиться в педагоги­ческий коллектив, адаптирова­лись к работе учебного заведе­ния. В центре они вооружатся современными эффективными педагогическими технологиями по проведению практических занятий. Пройдет обучение под­ростков и взрослых особеннос­тям участия в международных профессиональных смотрах-кон­курсах.

С целью подготовки курато­ров групп профессиональных учебных заведений будут орга­низовываться традиционные, краткосрочные онлайн- и оф­лайн-курсы, направленные на обучение слушателей работе с учащимися, изучение психоло­гии этой возрастной категории, методическое обеспечение дан­ного процесса.

Главный критерий — результативность

Указ и постановление Президента по совершенствова­нию сфер образования, воспи­тания и науки в новый период развития Узбекистана от 6 нояб­ря 2020 года являются важней­шей «дорожной картой», внося­щей в сферу революционные из­менения и определившей ос­новные точки роста. Реализация этих документов послужит под­готовке кадров,всесторонне от­вечающих требованиям време­ни, а также качественному повы­шению квалификации ответ­ственных сотрудников сферы и педагогов.

В этом смысле особое место в деятельности института зани­мают вопросы внедрения систе­мы, основывающейся на прин­ципах дуального образования, формирования потенциала са­мофинансирования в сфере профессионального образова­ния. В то же время ведется ра­бота и над внедрением кредит­но-модульной системы повыше­ния квалификации и перепод­готовки руководящих и педаго­гических кадров.

Акцент

 

Указ и постановление Президента по совершенствованию сфер образо­вания, воспитания и науки в новый период развития Узбекистана от 6 ноября 2020 года являются важ­нейшей «дорожной картой», вносящей в сферу революционные изменения и определившей основные точки рос­та. Реализация этих документов по­служит подготовке кадров, всесторон­не отвечающих требованиям времени, а также качественному повышению квалификации ответственных сотруд­ников сферы и педагогов.

 

Государственная политика в сфере профессионального образования направлена на достижение результативности образования. Это предусматривает отказ от старых подхо­дов и ускоренное внедрение инновационных образователь­ных технологий в процесс подготовки кадров.

А значит, и наш институт продолжит свою деятельность исходя из поставленных требований. Для нас всегда акту­альными будут задачи — изучать потребности педагогичес­ких кадров в повышении квалификации, создавать новые механизмы привлечения к курсам повышения квалифика­ции и переподготовки, определять потребности каждого слу­шателя, какие знания и какую информацию он хотел бы по­лучить, соответственно разрабатывать пути и методы удов­летворения этих потребностей.

Зайниддин ХУДОЙБЕРДИЕВ,

директор Института педагогических инноваций, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров профессионального образования доктор экономических наук, профессор.

Источник "Народное слово" 15.12.2020 №263

Barcha huquqlar himoyalangan. © 2004-2021. Ushbu saytda chop etilgan materiallarning to'liq yoki qisman ishlatilishida va keltirilishida rasmiy sayt manzili ko'rsatilishi shart..